Фестивальное этнографическое детское движение «Тимоня»

Основная идея проекта- приобщение к культурному наследию народов России посредством фестивальных мероприятий, возникла на основе опыта работы детского фольклорного ансамбля «Веретенце» и ансамбля традиционной музыки России «На Огородной Слободе».

 Внутреннее совершенствование каждого обучающегося через прикосновение к традиционной русской культуре прослеживается благодаря многогранным этнографическим исследованиям. Сила духа, совестливость, вера в добро, ответственность, стойкость, смелость, преданность, любовь к Отечеству, семье, верность культурным традициям – эти нравственные ценности не являются чем-то новым. Они воспеты в народных песнях, притчах, колыбельных, ими пропитана вся традиционная культура. Именно эти качества прививаются обучающимся в фольклорных коллективах.

 12 

 Большая исследовательская деятельность проводится коллективами в этнографических экспедициях: изучаются народные обряды, песни, исследуется тот пласт, который можно найти только в глубинках России, записывается уникальный музыкальный материал. А потом, накопленный опыт перевоплощается в сценические образы в виде танцев, песен, обрядов. Весь этот кладезь накопленного материала не должен замыкаться в рамках одного коллектива, а должен иметь выход на широкую общественность.

 Первым этапом этнографического движения стало проведение мастер-классов, круглых столов, творческих встреч по обмену опытом, выступлений фольклорный и этнографических ансамблей города Москвы на базе Дворца. Но этого было мало, детям необходим дух соревнований.

Так возникла идея второго этапа этнографического движения - проведение этнографического фестиваля «Тимоня» с широким спектром конкурсных номинаций.  

 Был проведен мониторинг мнения среди   детских коллективов города о целесообразности проведения второго этапа в виде фестиваля и получен широкий отклик и одобрение. Таким образом, этнографический фестиваль «Тимоня» реализуется уже пять лет при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

Наш путь к результату:

Этапы реализации проекта:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Проводится исследование по Москве о количестве коллективов этнографической и фольклорной направленностей.
  2.  Разрабатывается положение о проведении этнографического фестиваля «Тимоня» с учетом пожеланий его участников и возможностей организаторов. Также ежегодно разрабатываются и корректируются номинации.

В 2016\2017 учебном году это были:

  • традиционное пение,
  • традиционная пляска,
  • традиционные инструменты.
  • народное пение,
  • народная пляска,
  • народные инструменты

В  2017\2018 учебном году  были введены новые номинации:

  •  изобразительное творчество,
  •  декоративно-прикладное творчество.

Многогранность народного творчества и востребованность детьми себя проявить в других видах деятельности в рамках традиционной культуры,  дало основу  в 2018\2019 учебном году для появления следующих номинаций:

  •  устное народное творчество,
  • национальное творчество (песни, танцы, игра на национальных инструментах народов, проживающих на территории России),
  • фото с эссе.

3.Производится рассылка по всем образовательным организациям и отдельно по коллективам со сроками подачи заявок на участие.

 

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  1. На базе Дворца мы всегда предлагаем участникам фестиваля следующую образовательную  программу:
  • круглые столы, творческие встречи по обмену опытом, мастер- классы для коллективов города, где дети сами показывают то, что умеют и рассказывают то, что знают, выражая свое отношение и любовь к фольклорному движению.
  • лекции- концерты с участием аутентичных исполнителей и известных фольклорных коллективов, где дети  узнают, например, о том, какой был распорядок дня у наших предков, как они пряли, ткали и белили холсты, какие песни пели, как танцевали, как проводили свой досуг. И даже если современный школьник слышал это на экскурсии в музее, то здесь ему рассказывает об этом порой настоящий житель деревни, и музейные экспонаты как будто оживают. Этнографические концертные программы позволяют жителям большого города встретиться с настоящей народной культурой, даже не выезжая за пределы мегаполиса.     

2.  Ежегодно формируется состав профессионального жюри, которое по окончанию каждого конкурсного дня проводит с детьми обсуждения их выступлений.

3. Проводятся конкурсные мероприятия.

Во время конкурсных дней, мы понимаем, насколько важен и нужен данный воспитательный этнографический проект. Мы видим взволнованные и счастливые детские лица, которые желают получить одобрение.

III. ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА - проведение гала-концерта, на котором демонстрируются лучшие образцы творческой работы детей , здесь допускается процедура награждения. Ведь детьми была проделана большая работа. Они исследовали выбранную область (без этого невозможно научить ребенка любить и понимать свой народ, свою историю, свою Родину), творчески ее трансформировали, а затем этот готовый продукт  продемонстрировали профессиональному жюри и своим сверстникам. Результат проекта выглядит как театрализованное тематическое представление с оригинальным сюжетом. И каждый раз сами дети создают новую сказку, которая планомерно вытекает из наиболее интересных представленных на фестивале творческих разработок. Сказка рождается, объединяя участников, и еще раз подтверждая, что национальные песни и танцы – это вечный источник, который дарит людям, особенно детям, силы и вдохновение для творческих побед.

 12

В этом году Фестиваль проходит в дистанционном режиме.