Проект "Этномодерн"

 

Проект «Этномодерн» соединяет в себе фольклорно-этнографическую, художественно-прикладную, музыкальную и другие виды деятельности. Проект существует уже несколько лет, каждый год мы работаем над новой темой. Проект реализуется во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДиМ) «На Стопани».

Цель проекта «Этномодерн» - развить интерес ребенка к культуре народов своей страны через погружение в исследовательскую и творческую деятельность.

Все началось осенью 2016 г., когда мы вдохновились идеями VII Межрегионального образовательного форума «Достояние России. Искусство и культура детям». Эта замечательная площадка дала нам возможность изучить опыт педагогов дополнительного образования из различных регионов нашей страны в области сохранения традиционной культуры. Мы посещали мастер-классы и круглые столы форума, где шли жаркие дискуссии о том, актуально ли наследие народной культуры для современного технологичного мира. Мы задавались вопросом - какими средствами возможно оживить интерес подрастающего поколения к национальной культуре, народным традициям, фольклору? И в чем вообще заключается сохранение народной культуры? Неизбежно ли то, что народное творчество и предметы быта рано или поздно станут лишь музейными экспонатами? Или все же возможно трансформировать традиционную культуру в нечто современное, интересное и понятное для современных детей и молодежи?

Именно идея придать народной культуре современное звучание и стала основой нашего проекта, который мы назвали «Этномодерн: Этнография, музыка и дизайн». В проекте на первом этапе объединились педагоги-единомышленники и дети, занимающиеся в двух коллективах нашего Дворца творчества – это фольклорный ансамбль «Веретёнце» и студия изобразительного творчества «Мир искусства». К настоящему моменту круг участвующих в проекте коллективов заметно расширился.

В первый год реализации проекта мы определили его тему так: «Традиции Курской области - из прошлого в настоящее и будущее». Такой выбор темы был связан с тем, что участники ансамбля «Веретёнце» до этого неоднократно выезжали в Курскую область в составе этнографических экспедиций. В этих поездках участники ансамбля изучали песни, танцы, обряды и народные костюмы региона и собрали богатый этнографический материал.

Коллектив «Мир искусства» внес в наш проект художественно-прикладную составляющую. При этом для проекта «Этномодерн» коллектив решил освоить техники работы с новым материалом – полимерной глиной.

Объединившись в рамках проекта «Этномодерн», участники ансамбля «Веретёнце» и студии  «Мир искусства» вначале вместе изучали народный костюм жителей Курской области. Используя полученные знания, дети приступили к созданию украшений из полимерной глины и предметов одежды, стилизованных под народный костюм. Дети получали технические навыки работы с новым материалом, изучали методы стилизации декоративно-прикладных изделий и применяли их на практике.

Воспитанники студии «Мир искусства» и участники ансамбля «Веретёнце» в этом проекте осваивали новые для себя виды деятельности и одновременно выступали экспертами для ребят из другого коллектива. Так, дети из ансамбля «Веретёнце» уже много знали и могли рассказать о народном костюме Курской области, но изготовление стилизованных изделий своими руками было для них новым видом деятельности.

Творческие результаты этой работы – предметы одежды и украшения – дети продемонстрировали публике на театрализованном представлении-дефиле, которое сопровождалось исполнением народных песен вживую.

 

 

Отметим, что этап подготовки участников проекта к демонстрации своего творческого результата широкой аудитории имеет огромное значение. Коллективный результат работы, ориентированный на зрителя–сверстника, должен быть ярким и зрелищным. Интересно, что в ходе подготовки к представлению участники фольклорного ансамбля так вдохновились идеей творческой стилизации, сочетания народных традиций и современных тенденций, что решили во время дефиле не просто исполнять народные песни, а представить их в современной джазовой обработке.

 

 

В последующие годы проект «Этномодерн» стал осваивать новые темы, и одновременно расширился круг участвующих в нем коллективов и спектр видов творческой деятельности. В 2018 и 2019 годах в проекте уже участвовали объединения по таким направлениям как хореография, изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество, фотовидеостудия.

Исследовательскую тему проекта мы определили достаточно широко: «С Севера на Юг, с Запада на Восток». В рамках этой темы внимание участников мы сфокусировали на регионах Кавказа, а также еще на трех регионах - Чувашии, Карелии и Якутии. Дети изучали природу и географию этих регионов, предметы быта, письменность, традиционную символику, музыку, декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Из отобранного детьми этнографического материала был сделан видеоролик с музыкальным сопровождением.

В 2020 году участники проекта изучают народную культуру регионов центральной России. Сквозной темой стали древние славяне, их традиции, обряды и музыкально-поэтическая культура. Результатом проекта будет мультипликационный фильм. Вдохновляясь этнографическим материалом, каждый коллектив вносит свой вклад в создание коллективного творческого продукта: дети делают зарисовки для мультфильма, изготавливают кукол, озвучивают героев, записывают музыку.

 

Этапы реализации воспитательного проекта

1 этап – Подготовительный

Педагоги и дети вместе выбирают тему проекта (исследования). Например, в 2017 году тема была сформулирована как «Традиции Курской области - из прошлого в настоящее и будущее», в 2018-2019 годах дети работали над темой «С Севера на Юг, с Запада на Восток».

После формулировки общей темы начинается составление плана работы над ней. Очень важно, чтобы дети, участвующие в проекте, были ориентированы на самостоятельное изучение темы, на работу в роли исследователя.

При обсуждении темы дети под руководством педагога формулируют проблемные вопросы, на которые они должны ответить в ходе этого исследования. Составляется план (маршрутная карта) реализации творческого замысла, где определены конкретные задачи и порядок их реализации. Для каждого пункта плана устанавливаются сроки, содержание и ответственные, обсуждаются ресурсы, необходимые для выполнения задачи.

Надо учитывать, что план работы (маршрутная карта) проекта может корректироваться по мере изучения материала. Из нашего опыта, основные корректировки обычно касаются того, в какой именно форме представить результаты проекта, итоговый творческий продукт.

2 этап - Аналитический

Этот этап предусматривает подробное знакомство с изучаемой темой - культурой конкретного региона и исторического периода.

Воспитанники разных коллективов изучают народный костюм, традиционные украшения и головные уборы жителей изучаемой культуры, погружаются в атмосферу традиционных игр и песен конкретного региона, смотрят документальные и научно-популярные фильмы по данной теме. Материалом для вдохновения служат традиционная музыка, картины художников, сюжеты которых отражают изучаемую культуру.

 

3 этап – Практический

Дети переходят к освоению необходимых техник и технологий и непосредственно к созданию творческого продукта. Педагоги участвующих в проекте коллективов проводят для детей совместные занятия и мастер-классы, на которых воспитанники выполняют поставленные задачи. Например, дети создают украшения, стилизованные под народные, но изготовленные из современного материала - полимерной глины.

Параллельно воспитанники фольклорного коллектива и музыкальных студий подбирают необходимую музыку и готовят аранжировку для музыкальной композиции. Даже если на финальном этапе музыкальное сопровождение предполагается исполнят вживую, композиция тем не менее записывается на аудионоситель. Это нужно для того, чтобы хореографическая студия репетировала дефиле, на котором будут демонстрироваться созданные украшения и детали костюма.

Участвующие в проекте дети из фото- и видеостудий обеспечивают поддержку проекту. Они не только готовятся к тому, чтобы запечатлеть итоговое выступление (дефиле, концерт) и потом представить это в виде фоторепортажа или видеоролика. Дети также могут снимать на фото и видео этапы промежуточной работы над проектом – моменты обсуждения темы, процесс создания украшений. Таким образом дети собирают материал для будущего итогового репортажа или буклета.

Руководитель проекта на всех этапах работы не только координирует действия участников, но и организует взаимодействие со внешними специалистами и организациями, если возникнет такая потребность для реализации самого проекта или для демонстрации коллективного продукта. Руководитель проекта - дирижер в оркестре единомышленников. Именно от него зависит, насколько полно и ярко музыка наших творческих планов прозвучит на финальном представлении, которое мы будем исполнять для зрителей.

12

 

4 этап - Демонстрационный

Финальный этап реализации проекта - демонстрация коллективного продукта.

Итоги работы над проектом могут демонстрироваться в разных формах: это может быть музыкальный клип, театральное представление в форме дефиле, фотовыставка, видеофильм. Кроме того, фотографии творческих работ могут быть изданы в виде буклета. Все отдается на волю и фантазию участников проекта!

1

Ключевые особенности проекта «Этномодерн»: поощрение детей к самостоятельному исследованию темы при помощи постановки проблемных вопросов, соавторство детей и педагогов при реализации проекта, интеграция в одном проекте большого числа различных видов деятельности, сочетание исследовательской работы с практической, возможность продемонстрировать финальный творческий результат широкой аудитории.


Руководитель проекта
Моисеева Ирина Юрьевна
Педагоги, принимающие участие в проекте:

Холмогорова С.Я.,
Серебрякова-Николаева Е.О.

Терехова Е.Г.
Иванов М.Ю.