1. Проекты
  2. Наши проекты
  3. Проект "Дорогою добра"

Проект "Дорогою добра"

Идея проекта «Дорогою добра» принадлежит  детскому фольклорному ансамблю «Веретёнце», который работает на базе ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани».

Ансамбль принимает участие в огромном числе фестивалей и конкурсов, посещает с концертами различные регионы нашей страны. Коллектив выступал на закрытии Всемирного экономического форума в Давосе, в здании ЮНЕСКО в Париже. Воспитанники ансамбля являются лауреатами и победителями конкурсов международного уровня.

Выступая на ведущих концертных площадках Москвы, коллектив стал получать предложения провести мероприятия в русской традиции из  социальноориентированных организаций. Например, Масленицу или театрализованное  представление с рождественской тематикой ( Вертеп, колядки и тд)  для детской аудитории. С каждым годом  возрастные границы наших благополучателей и спектр интереса стали расширяться.

 Наши педагоги были всегда убеждены в том, что известность, слава и признание сами по себе не имеют ценности и такой успех является лишь внешним и временным. Поэтому, видя положительные изменения в  своих воспитанниках и высокий запрос у социума, мы усилили свою работу  в направлении благотворительной деятельности.  

1

Образовательная деятельность фольклорного ансамбля «Веретенце», предлагает своим воспитанникам несколько направлений, по которым работает коллектив: учебная, конкурсная, концертная и проектная. Мы рассматриваем воспитательный, общественно-значимый проект «Дорогою добра».

В рамках проекта «Дорогою добра»  ансамбль «Веретенце» дает концерты уже не на престижных сценах, а в глубинках, там, где внуки часто не чтят своих бабушек и дедушек. Дети выступают  также в больницах, в тюрьмах, в хосписах, в детских домах инвалидов, в домах престарелых, онкологических центрах и центрах социальной реабилитации.  Во время таких мероприятий дети учатся отдавать, дарить, делиться, сострадать.

С началом специальной военной операции педагоги фольклорного ансамбля "Веретёнце" приняли решение создать благотворительную программу для воинов, которые проходят лечение или  реабилитацию в госпиталях города Москвы и Московской области.  

При содействии благотворительных фондов руководитель ансамбля  Петрушина Валерия Евгеньевна еженедельно организует концертные бригады, где воспитанники коллектива "Веретёнце" посещают больничные палаты, дарят открытки и поделки, созданные своими руками. Родители детей, входящих в состав концертных бригад, всячески поддерживают эту инициативу и принимают участие в организации таких выездов. Стоит отметить, что данные мероприятия требуют особой подготовки и дисциплины.

Благотворительная программа для воинов и их семей является сегодня неотъемлемой частью проекта "Дорогою добра". Дети с огромным удовольствием готовятся к таким выездам, им нравится  делиться традиционной музыкой, согревать воинов, вернувшихся с фронта,  своим теплом, вниманием и заботой. А родители и педагоги отмечают высокое значение данных мероприятий в деле нравственного воспитания детей и молодежи.

 

Механизм реализации

Этапы реализации:

  • подготовительные беседы,
  • подбор репертуара,
  • работа в творческих группах,
  • беседы по результатам мероприятия.

Подготовительные беседы

Для организации подобных мероприятий проводятся подготовительные беседы с участниками проекта  с целью объяснения уровня значимости и необходимости мероприятия  для социально-незащищенных групп граждан. Дети знакомятся с особенностями контингента,  перед которым они будут выступать.

Подбор репертуара

Далее, подбирается репертуар и разрабатывается форма проведения благотворительного мероприятия. Программа выступлений формируется в зависимости от места выступления, возрастных особенностей и специфики зрителей. Например, игровая программа – для детей, лекции-концерты – для старшего возраста, программа духовных стихов и романсовых песен – для пожилых, мастер-классы могут предлагаться для разновозрастных групп зрителей.

Работа в творческих группах

Работа по подготовке творческих групп заключается в проведении следующих мероприятий: выбор  песен, соответствующих тематике выступления, прослушивание аудиозаписей аутентичных исполнителей, разбор текста песен и работа над мелодическим строем, просмотр видеозаписей образцов традиционной хореографии, собранных воспитанниками и педагогами ансамбля в экспедициях разных годов,  разучивание танцевальных номеров, разбор сценарного плана выступления, который диктуется формой проведения мероприятия.

Беседы по результатам мероприятия

По итогам проведения благотворительных мероприятий с воспитанниками проводятся беседы для того, чтобы  они смогли поделиться друг с другом своими эмоциями, чувствами, переживаниями или предложениями.

В проекте принимают участие дети от 8 лет и старше, которые имеют уже базовые знания и умения фольклорной и концертной деятельности, чтобы достойно выступать и популяризировать традиционную культуру.

 


Руководитель проекта
Петрушина Валерия Евгеньоевна
Педагоги, принимающие участие в проекте: Лайкова А.В.,
Лайков И.Н.,
Рахматулина М.Ю.,
Новикова С.Г.

 

Основная идея проекта- приобщение к культурному наследию народов России посредством фестивальных мероприятий, возникла на основе опыта работы детского фольклорного ансамбля «Веретенце» и ансамбля традиционной музыки России «На Огородной Слободе».

 Внутреннее совершенствование каждого обучающегося через прикосновение к традиционной русской культуре прослеживается благодаря многогранным этнографическим исследованиям. Сила духа, совестливость, вера в добро, ответственность, стойкость, смелость, преданность, любовь к Отечеству, семье, верность культурным традициям – эти нравственные ценности не являются чем-то новым. Они воспеты в народных песнях, притчах, колыбельных, ими пропитана вся традиционная культура. Именно эти качества прививаются обучающимся в фольклорных коллективах.

 12 

 Большая исследовательская деятельность проводится коллективами в этнографических экспедициях: изучаются народные обряды, песни, исследуется тот пласт, который можно найти только в глубинках России, записывается уникальный музыкальный материал. А потом, накопленный опыт перевоплощается в сценические образы в виде танцев, песен, обрядов. Весь этот кладезь накопленного материала не должен замыкаться в рамках одного коллектива, а должен иметь выход на широкую общественность.

 Первым этапом этнографического движения стало проведение мастер-классов, круглых столов, творческих встреч по обмену опытом, выступлений фольклорный и этнографических ансамблей города Москвы на базе Дворца. Но этого было мало, детям необходим дух соревнований.

Так возникла идея второго этапа этнографического движения - проведение этнографического фестиваля «Тимоня» с широким спектром конкурсных номинаций.  

 Был проведен мониторинг мнения среди   детских коллективов города о целесообразности проведения второго этапа в виде фестиваля и получен широкий отклик и одобрение. Таким образом, этнографический фестиваль «Тимоня» реализуется уже пять лет при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

Наш путь к результату:

Этапы реализации проекта:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Проводится исследование по Москве о количестве коллективов этнографической и фольклорной направленностей.
  2.  Разрабатывается положение о проведении этнографического фестиваля «Тимоня» с учетом пожеланий его участников и возможностей организаторов. Также ежегодно разрабатываются и корректируются номинации.

В 2016\2017 учебном году это были:

  • традиционное пение,
  • традиционная пляска,
  • традиционные инструменты.
  • народное пение,
  • народная пляска,
  • народные инструменты

В  2017\2018 учебном году  были введены новые номинации:

  •  изобразительное творчество,
  •  декоративно-прикладное творчество.

Многогранность народного творчества и востребованность детьми себя проявить в других видах деятельности в рамках традиционной культуры,  дало основу  в 2018\2019 учебном году для появления следующих номинаций:

  •  устное народное творчество,
  • национальное творчество (песни, танцы, игра на национальных инструментах народов, проживающих на территории России),
  • фото с эссе.

3.Производится рассылка по всем образовательным организациям и отдельно по коллективам со сроками подачи заявок на участие.

 

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  1. На базе Дворца мы всегда предлагаем участникам фестиваля следующую образовательную  программу:
  • круглые столы, творческие встречи по обмену опытом, мастер- классы для коллективов города, где дети сами показывают то, что умеют и рассказывают то, что знают, выражая свое отношение и любовь к фольклорному движению.
  • лекции- концерты с участием аутентичных исполнителей и известных фольклорных коллективов, где дети  узнают, например, о том, какой был распорядок дня у наших предков, как они пряли, ткали и белили холсты, какие песни пели, как танцевали, как проводили свой досуг. И даже если современный школьник слышал это на экскурсии в музее, то здесь ему рассказывает об этом порой настоящий житель деревни, и музейные экспонаты как будто оживают. Этнографические концертные программы позволяют жителям большого города встретиться с настоящей народной культурой, даже не выезжая за пределы мегаполиса.     

2.  Ежегодно формируется состав профессионального жюри, которое по окончанию каждого конкурсного дня проводит с детьми обсуждения их выступлений.

3. Проводятся конкурсные мероприятия.

Во время конкурсных дней, мы понимаем, насколько важен и нужен данный воспитательный этнографический проект. Мы видим взволнованные и счастливые детские лица, которые желают получить одобрение.

III. ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА - проведение гала-концерта, на котором демонстрируются лучшие образцы творческой работы детей , здесь допускается процедура награждения. Ведь детьми была проделана большая работа. Они исследовали выбранную область (без этого невозможно научить ребенка любить и понимать свой народ, свою историю, свою Родину), творчески ее трансформировали, а затем этот готовый продукт  продемонстрировали профессиональному жюри и своим сверстникам. Результат проекта выглядит как театрализованное тематическое представление с оригинальным сюжетом. И каждый раз сами дети создают новую сказку, которая планомерно вытекает из наиболее интересных представленных на фестивале творческих разработок. Сказка рождается, объединяя участников, и еще раз подтверждая, что национальные песни и танцы – это вечный источник, который дарит людям, особенно детям, силы и вдохновение для творческих побед.

 12

В этом году Фестиваль проходит в дистанционном режиме. 

О реализации проекта вы можете узнать по ссылкам ниже: