Идея проекта «Дорогою добра» принадлежит детскому фольклорному ансамблю «Веретёнце», который работает на базе ГБОУ ДО ДТДиМ «На Стопани».
Ансамбль принимает участие в огромном числе фестивалей и конкурсов, посещает с концертами различные регионы нашей страны. Коллектив выступал на закрытии Всемирного экономического форума в Давосе, в здании ЮНЕСКО в Париже. Воспитанники ансамбля являются лауреатами и победителями конкурсов международного уровня.
Выступая на ведущих концертных площадках Москвы, коллектив стал получать предложения провести мероприятия в русской традиции из социальноориентированных организаций. Например, Масленицу или театрализованное представление с рождественской тематикой ( Вертеп, колядки и тд) для детской аудитории. С каждым годом возрастные границы наших благополучателей и спектр интереса стали расширяться.
Наши педагоги были всегда убеждены в том, что известность, слава и признание сами по себе не имеют ценности и такой успех является лишь внешним и временным. Поэтому, видя положительные изменения в своих воспитанниках и высокий запрос у социума, мы усилили свою работу в направлении благотворительной деятельности.
1
Образовательная деятельность фольклорного ансамбля «Веретенце», предлагает своим воспитанникам несколько направлений, по которым работает коллектив: учебная, конкурсная, концертная и проектная. Мы рассматриваем воспитательный, общественно-значимый проект «Дорогою добра».
В рамках проекта «Дорогою добра» ансамбль «Веретенце» дает концерты уже не на престижных сценах, а в глубинках, там, где внуки часто не чтят своих бабушек и дедушек. Дети выступают также в больницах, в тюрьмах, в хосписах, в детских домах инвалидов, в домах престарелых, онкологических центрах и центрах социальной реабилитации. Во время таких мероприятий дети учатся отдавать, дарить, делиться, сострадать.
С началом специальной военной операции педагоги фольклорного ансамбля "Веретёнце" приняли решение создать благотворительную программу для воинов, которые проходят лечение или реабилитацию в госпиталях города Москвы и Московской области.
При содействии благотворительных фондов руководитель ансамбля Петрушина Валерия Евгеньевна еженедельно организует концертные бригады, где воспитанники коллектива "Веретёнце" посещают больничные палаты, дарят открытки и поделки, созданные своими руками. Родители детей, входящих в состав концертных бригад, всячески поддерживают эту инициативу и принимают участие в организации таких выездов. Стоит отметить, что данные мероприятия требуют особой подготовки и дисциплины.
Благотворительная программа для воинов и их семей является сегодня неотъемлемой частью проекта "Дорогою добра". Дети с огромным удовольствием готовятся к таким выездам, им нравится делиться традиционной музыкой, согревать воинов, вернувшихся с фронта, своим теплом, вниманием и заботой. А родители и педагоги отмечают высокое значение данных мероприятий в деле нравственного воспитания детей и молодежи.
Механизм реализации
Этапы реализации:
Подготовительные беседы
Для организации подобных мероприятий проводятся подготовительные беседы с участниками проекта с целью объяснения уровня значимости и необходимости мероприятия для социально-незащищенных групп граждан. Дети знакомятся с особенностями контингента, перед которым они будут выступать.
Подбор репертуара
Далее, подбирается репертуар и разрабатывается форма проведения благотворительного мероприятия. Программа выступлений формируется в зависимости от места выступления, возрастных особенностей и специфики зрителей. Например, игровая программа – для детей, лекции-концерты – для старшего возраста, программа духовных стихов и романсовых песен – для пожилых, мастер-классы могут предлагаться для разновозрастных групп зрителей.
Работа в творческих группах
Работа по подготовке творческих групп заключается в проведении следующих мероприятий: выбор песен, соответствующих тематике выступления, прослушивание аудиозаписей аутентичных исполнителей, разбор текста песен и работа над мелодическим строем, просмотр видеозаписей образцов традиционной хореографии, собранных воспитанниками и педагогами ансамбля в экспедициях разных годов, разучивание танцевальных номеров, разбор сценарного плана выступления, который диктуется формой проведения мероприятия.
Беседы по результатам мероприятия
По итогам проведения благотворительных мероприятий с воспитанниками проводятся беседы для того, чтобы они смогли поделиться друг с другом своими эмоциями, чувствами, переживаниями или предложениями.
В проекте принимают участие дети от 8 лет и старше, которые имеют уже базовые знания и умения фольклорной и концертной деятельности, чтобы достойно выступать и популяризировать традиционную культуру.
Руководитель проекта Петрушина Валерия Евгеньоевна |
|
Педагоги, принимающие участие в проекте: | Лайкова А.В., Лайков И.Н., Рахматулина М.Ю., Новикова С.Г. |
Основная идея проекта- приобщение к культурному наследию народов России посредством фестивальных мероприятий, возникла на основе опыта работы детского фольклорного ансамбля «Веретенце» и ансамбля традиционной музыки России «На Огородной Слободе».
Внутреннее совершенствование каждого обучающегося через прикосновение к традиционной русской культуре прослеживается благодаря многогранным этнографическим исследованиям. Сила духа, совестливость, вера в добро, ответственность, стойкость, смелость, преданность, любовь к Отечеству, семье, верность культурным традициям – эти нравственные ценности не являются чем-то новым. Они воспеты в народных песнях, притчах, колыбельных, ими пропитана вся традиционная культура. Именно эти качества прививаются обучающимся в фольклорных коллективах.
12
Большая исследовательская деятельность проводится коллективами в этнографических экспедициях: изучаются народные обряды, песни, исследуется тот пласт, который можно найти только в глубинках России, записывается уникальный музыкальный материал. А потом, накопленный опыт перевоплощается в сценические образы в виде танцев, песен, обрядов. Весь этот кладезь накопленного материала не должен замыкаться в рамках одного коллектива, а должен иметь выход на широкую общественность.
Первым этапом этнографического движения стало проведение мастер-классов, круглых столов, творческих встреч по обмену опытом, выступлений фольклорный и этнографических ансамблей города Москвы на базе Дворца. Но этого было мало, детям необходим дух соревнований.
Так возникла идея второго этапа этнографического движения - проведение этнографического фестиваля «Тимоня» с широким спектром конкурсных номинаций.
Был проведен мониторинг мнения среди детских коллективов города о целесообразности проведения второго этапа в виде фестиваля и получен широкий отклик и одобрение. Таким образом, этнографический фестиваль «Тимоня» реализуется уже пять лет при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Наш путь к результату:
Этапы реализации проекта:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В 2016\2017 учебном году это были:
В 2017\2018 учебном году были введены новые номинации:
Многогранность народного творчества и востребованность детьми себя проявить в других видах деятельности в рамках традиционной культуры, дало основу в 2018\2019 учебном году для появления следующих номинаций:
3.Производится рассылка по всем образовательным организациям и отдельно по коллективам со сроками подачи заявок на участие.
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
2. Ежегодно формируется состав профессионального жюри, которое по окончанию каждого конкурсного дня проводит с детьми обсуждения их выступлений.
3. Проводятся конкурсные мероприятия.
Во время конкурсных дней, мы понимаем, насколько важен и нужен данный воспитательный этнографический проект. Мы видим взволнованные и счастливые детские лица, которые желают получить одобрение.
III. ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА - проведение гала-концерта, на котором демонстрируются лучшие образцы творческой работы детей , здесь допускается процедура награждения. Ведь детьми была проделана большая работа. Они исследовали выбранную область (без этого невозможно научить ребенка любить и понимать свой народ, свою историю, свою Родину), творчески ее трансформировали, а затем этот готовый продукт продемонстрировали профессиональному жюри и своим сверстникам. Результат проекта выглядит как театрализованное тематическое представление с оригинальным сюжетом. И каждый раз сами дети создают новую сказку, которая планомерно вытекает из наиболее интересных представленных на фестивале творческих разработок. Сказка рождается, объединяя участников, и еще раз подтверждая, что национальные песни и танцы – это вечный источник, который дарит людям, особенно детям, силы и вдохновение для творческих побед.
12
В этом году Фестиваль проходит в дистанционном режиме.